Гомельская область находится на пересечении магистральных путей сообщения, обеспечивающих связи России с Польшей, Германией и другими странами Западной Европы, связывающих Санкт-Петербург и страны Балтии с Украиной и Черным морем, обслуживающих транспортные связи Минска в южном и юго-восточном направлениях. Транспортный комплекс Гомельской области включает железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный, трубопроводный транспорт. Для области характерно дублирование железнодорожных линий автомобильными магистралями, судоходными путями и трубопроводами. В местах пересечения транспортных коммуникаций сформировались транспортные узлы: Гомель, Жлобин, Калинковичи, Мозырь, Речица.

Важнейшее значение для Гомельской области имеет железнодорожный транспорт, удельный вес которого в грузообороте достигает почти 93%, а в пассажирообороте – 55%. Второе место по грузо– и пассажирообороту занимает автомобильный транспорт (4,8% и 39% соответственно).

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

Развитие воздушного транспорта на территории Гомельской области началось еще в довоенные годы. В 1932 г. первая в Беларуси авиалиния Минск – Глуск – Паричи – Мозырь соединила Гомельщину со столицей республики. До войны воздушный транспорт использовался для сообщения Минска и Гомеля со многими отдаленными райцентрами.

В послевоенные годы объем перевозок пассажиров, грузов и почты, а также объем работ, выполняемых авиацией в сельском хозяйстве, стремительно увеличивался. В 1967 г. был построен аэропорт «Гомель», соответствующий международным стандартам. В 1980-е годы вступил в строй аэровокзал в Мозыре. В конце 1980-х годов воздушные линии связывали область с Минском, Москвой, а также почти с 30 городами бывшего СССР.

В настоящее время регулярные авиарейсы с территории области не осуществляются. Выполняются лишь чартерные рейсы в ряд стран ближнего и дальнего зарубежья.

АЭРОПОРТ «ГОМЕЛЬ» Во время войны с сентября 1944 года на аэродроме базировались полки 36-й истребительной авиадивизии, выполнявшей задачи ПВО; с середины 1950-х годов из старого аэропорта Гомеля выполнялись регулярные авиарейсы в Минск и Киев, в отдалённые райцентры области, здесь же базировалась санитарная и сельскохозяйственная авиация. В 1968 году недалеко от Гомеля был построен новый аэропорт с бетонной взлётно-посадочной полосой, на которую первым произвёл посадку самолёт Ан-24. В 1993 году аэропорт «Гомель» получил статус международного.

Сегодня РАУП «АЭРОПОРТ ГОМЕЛЬАВИА» является основным запасным для Национального аэропорта «Минск», а также запасным для воздушных судов, выполняющих полеты в воздушном пространстве Республики Беларусь.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Каркас сети железных дорог области сформировался в конце ХIХ – вначале ХХ вв., когда территорию области пересекли железные дороги Вильно – Минск – Гомель (часть Либаво–Роменской железной дороги, соединившей порты Балтийского моря с Украиной), Лунинец – Гомель – Брянск (участок Полесской железной дороги) и Жлобин – Калинковичи – Овруч. Эти железнодорожные магистрали имеют важнейшее значение для области и в наши дни. Протяженность железных дорог общего пользования в области составляет около тысячи километров. Железные дороги Гомельской области имеют транзитное значение в связях России с Украиной, Украины с Литвой и Латвией.

ТРАНСПОРТНОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ГОМЕЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ» – это крупное, сложное, многопрофильное, во многом автономное хозяйство, способное обеспечить услуги в грузовых и пассажирских перевозках. Отделение дороги находится на важнейшем стратегическом перекрестке и связывает пути с востока на запад. Через Гомельское отделение проходят направления на Москву, Санкт-Петербург, Киев, Минск и на многие другие города.

В соответствии с приказом Министра путей сообщения СССР от 23 сентября 1946 года было организовано 274 отделения железной дороги, в том числе Гомельское и Жлобинское отделения железной дороги. В 1948 году был сдан в эксплуатацию отстроенный заново Гомельский вокзал единовременной вместимостью 700 пассажиров на месте разрушенного немецкими оккупантами одноэтажного здания вокзала.

Ежегодное внедрение в эксплуатацию новых участков и путей, строительство станций и вокзалов, грузовых комплексов, изменение границ железнодорожных участков позволило Гомельскому отделению Белорусской железной дороги стать одним из самых крупных транспортных узлов республики. Сегодня в его состав входит четыре железнодорожных узла: Гомельский, Жлобинский, Калинковичский, Барбаровский и 69 железнодорожных станций.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ.
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

Отрасль включает разные виды транспорта, участвующие в перевозке грузов и пассажиров на территории городов и пригородных зон, выполнения работ по благоустройству. Городской транспорт области имеет в своем распоряжении автобусы, троллейбусы, трамваи, таксомоторы, а также специализированные транспортные средства.

В начале XX в. единственным видом городского транспорта был гужевой. Городское автобусное сообщение было организовано в Гомеле в 1947 году. В настоящее время оно действует практически во всех городах области. Городские автобусы осуществляют перевозки по 91 маршруту, треть этих маршрутов приходится на областной центр.

Кроме того, в Гомеле и Мозыре развивается городской электротранспорт, в 1998 году им было перевезено 97 млн. пассажиров. Для жителей Гомеля важнейшим видом городского общественного транспорта является троллейбус. Длина троллейбусных линий составляет около 127 км (конец 1998 года), троллейбусное сообщение осуществляется по 19 маршрутам. В Мозыре функционирует трамвайное сообщение.

Обслуживание организаций и населения Гомельской области грузовыми и пассажирскими автомобильными перевозками обеспечивает ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГОМЕЛЬОБЛАВТОТРАНС». Точная дата появления автобусного движения в Гомеле неизвестна. Согласно одним источникам, автобусы вышли на городские маршруты и на линию Гомель – Новобелица 7 ноября 1924 года, в других материалах утверждается, что автобусное сообщение было открыто в 1947 году (при этом указано, что сначала на городских маршрутах работало десять машин).

Автобусное предприятие № 1 Гомеля было образовано в 1960 году, называлось «Автобусный парк № 1» и выполняло все виды автобусных перевозок – городские, пригородные и междугородные. В парке насчитывалось 179 автобусов.

Сегодня это современное предприятие, с большим автопарком, осуществляющее ежедневные перевозки тысяч пассажиров и тонны грузов.

КУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ» было основано в мае 1961 года. Основным видом деятельности предприятия является перевозка пассажиров городским электрическим транспортом. 20 мая 1962 года было открыто троллейбусное движение в городе Гомеле. Троллейбус ЗИУ-5 под управлением водителя Ткачук Лидии Ивановны прошел по улицам Советской, Трудовой и проспекту Ленина, открыв в Гомеле первый маршрут городского электротранспорта «Троллейбусный парк – Вокзал».

На сегодняшний день КУП «Горэлектротранспорт» является одним из ведущих транспортных предприятий Гомельской области, осуществляющих перевозку пассажиров.

В состав предприятия входят два троллейбусных депо общей вместимостью 235 машиномест с технологическим оборудованием, энергослужба, обслуживающая 151,155 км. контактной сети, гараж насчитывающий 36 единицы техники, строительный участок. Троллейбусная сеть Гомеля по протяженности линий и пассажиропотоку является второй по величине в Беларуси, уступая лишь Минской. Электрифицированы и покрыты троллейбусным сообщением до 70 километров городских улиц. По количеству маршрутов на единицу населения Гомель занимает лидирующее положение в Беларуси.