На территории Гомельской области сформировался многоотраслевой машиностроительный комплекс. Еще в конце XIX – начале ХХ в. в Гомеле, Мозыре, Жлобине и Калинковичах появились первые металлообрабатывающие производства, ремонтные мастерские, предприятия по выпуску сельхозинвентаря и домашней утвари. Индустриализация и новые достижения научно-технического прогресса вывели машиностроение на ведущие позиции. Для машиностроительного комплекса Гомельской области, как и Беларуси в целом, характерно развитие неметаллоемких производств, ориентированных на кадры высокой квалификации.

Машиностроительный комплекс – основа индустрии Гомельской области. В нем занято более 30% ее производственного персонала. По объему выпускаемой продукции машиностроение и металлообработка дают 10% объема промышленного производства.

Ведущие отрасли машиностроительного комплекса Гомельской области: сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, электротехническая, радио- и электронная промышленность, приборостроение. Имеются предприятия судостроения и судоремонта, специализированные заводы по производству узлов и деталей для автомобилестроения и тракторостроения, а также по производству металлоизделий и ремонту сельскохозяйственной, строительной и бытовой техники. В Гомельской области развиваются строительное, дорожное коммунальное машиностроение, производство подшипников, металлообработка; налажен выпуск бытовых машин и приборов.

ЗАО «ГОМЕЛЬСКИЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД», основанный в 1874 году, является одним из старейших предприятий города и всей отрасли. На протяжении своей долгой и славной истории он был и остаётся флагманом вагоноремонтного производства.

Предприятие выполняет ремонт более 150 типов вагонов различного назначения, изготавливает около 5 000 наименований запасных частей для подвижного состава, промышленных изделий, оборудования и оснастки.

Предприятие оснащено современным оборудованием и использует наиболее передовые технологии, что позволяет изготавливать продукцию, соответствующую международным стандартам по безопасности и качеству.

Гомельский завод «Стромавтолиния» – предприятие машиностроения с большой историей, созданное для производства машин строительной отрасли.

В 1895 году в Гомеле были основаны мастерские «Двигатель» по ремонту лесопильного, маслобойного и мельничного оборудования. В 1920-е годы переориентировался на производство сельскохозяйственных машин и был переименован в «Двигатель революции». В 1983 году переориентирован на выпуск оборудования для промышленности стройматериалов и переименован в «Стромавтолинию».

В 2013 году КУПП «Гомельский завод „Стромавтолиния“» было ликвидировано.

Основано в 1930 г.

ХОЛДИНГ «ГОМСЕЛЬМАШ» – один из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники, входящий в число лидеров мирового рынка комбайнов и других сложных сельхозмашин. Сегодня – это современный многопрофильный производитель, выпускающий под брендом «ПАЛЕССЕ» модельные ряды зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, початкоуборочные и картофелеуборочные комбайны, косилки и другую сельскохозяйственную технику. Из этих машин сельхозпредприятия с любыми посевными площадями и набором культур могут выбрать модели, наиболее эффективные в их условиях.

Обладая полным комплексом современных производственных технологий, «ГОМСЕЛЬМАШ» самостоятельно производит основные детали и узлы комбайнов. Это позволяет лучше контролировать качество, производить одновременно разные типы машин, поддерживать доступные цены на продукцию.

ОАО «БОЛЬШЕВИК» — завод торфяного машиностроения, был основан в 1930 году.

С вводом в 1970 году нового механического цеха, оснащённого необходимым металлорежущим, кузнечно-прессовым, сварочным, слесарным оборудованием, торфопредприятие становится основным предприятием по изготовлению оборудования, запасных частей для торфопредприятий торфяной промышленности республики. Основными видами деятельности завода сегодня являются: производство оборудования для торфяной промышленности; изготовление оборудование для торфобрикетных заводов; изготовление крепежа для узкоколейной железной дороги; изготовление запасных частей к технологическому оборудованию для добычи торфа.

В 1918 году в Гомеле были основаны судоремонтные мастерские, которые обеспечивали нужды Днепровской военной флотилии. В 1921 году мастерские были расширены, а в 1935 году преобразованы в судоремонтный завод. В 1938 году завод приступил к производству новых судов. С началом войны завод был эвакуирован в Сталинград и переориентировался на производство боеприпасов, в 1944 году возвращён в Гомель, где и продолжил свою работу по строительству и ремонту судов.

Завод производил пассажирские теплоходы на подводных крыльях «Полесье» и другие теплоходы различных модификаций. Последним судном, произведённым на заводе, стал грузовой теплоход класса «река-море» «Надежда».

В 2012 году РУП «Гомельский судостроительно-судоремонтный завод» было ликвидировано.